Кто-то
считает его сумасшедшим, кто-то – гением. Но равнодушным он не оставляет
никого. Широкой аудитории Петр Мамонов известен прежде всего как
киноактер, сыгравший главные роли в недавних фильмах Павла Лунгина
"Остров" и "Царь". Однако, помимо работы в кино, принесшей ему и славу, и
любовь зрителей, и множество престижных премий, Мамонов является
музыкантом, певцом, писателем и театральным актером. Смотреть также документальный фильм ПЁТР МАМОНОВ. ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ
Мамонов Петр Николаевич
Петр Мамонов — советский и российский музыкант, актёр, шоумен. Известен
по музыкальной группе «Звуки Му», кинофильмам и спектаклям.В
совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы
публиковались во многих поэтических антологиях.
Родился 14 апреля 1951 года в Москве на Большом Каретном. Ярко
выраженными артистическими способностями обладал ещё в детстве — был
выгнан из двух средних школ за то, что «устраивал цирк». В июне 1970
года сыграл в абсурдистском моноспектакле «„Левис", он и есть „левис" —
коттон посолидней» — спектакль прошел на задней площадке троллейбуса
5-го маршрута от «Психодрома № 2» до Савёловского вокзала.
В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем, в
1979–1982 годах учился на редакторском факультете Московского
полиграфического института. Лидер московского андеграунда 80-х, в
совершенстве владел английским и норвежским языками, его переводы
публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в
типографии «Красный пролетарий». Трудовая карьера складывалась
традиционно для тех лет: грузчик, банщик и лифтер в Доме Литфонда.
Пётр Мамонов всегда писал стихи, песни начал писать около 1980 года. В
1983 году он собрал концептуально-экстравагантную рок-группу «Звуки Му»,
лидером, фронтменом и единственным бессменным участником которой
является Мамонов. Обстоятельства происхождения загадочного названия
группы Мамонов не в силах припомнить: «Просто как-то удачно ляпнул».
Заметьте, ему уже было за 30, что отличает его от практически всех
других советских рок-музыкантов, обычно, начинавших музыкальную карьеру в
возрасте около 20 лет.
В начале 1980-х годов в Москве Мамонов вместе с Александром Липницким
создал группу «Звуки Му», с которой стал известен широкой публике.
«Звуки Му» распадались, собирались снова, и, хотя и формально,
существуют по сей день, но не как группа, а скорее как сольный авторский
проект Мамонова.
Первый альбом «Zvuki Mu» был издан английским продюсером Brian Eno
(работал с такими группами, как «7Talking heads», «Roxy Music», «U2») в
1988 году на «Land records» в Лондоне. Гастроли в Великобритании и
Европе были организованны Opal Records, и два тура по США под патронажем
Warner Brothers. Был огромный успех. Возвратившись в СССР, группа
записала альбом «Транснадежность» и распалась. В России издано коло 20
альбомов.
С 1991 года Мамонов выступал сольно. В 1991–1995 годах Петр Мамонов и
Алексей Бортничук работали над проектом «Мамонов и Алексей». Они издали
одноименный альбом. Алексей Павлов организует рэповую команду MD&C
ПАVЛОV, Липницкий уходит в журналистику, а Павел Хотин пытается
продолжать свои эксперименты в области авангарда и прогрессив-рока. В
1994 году Мамонов приглашает в «Звуки Му» знаменитого басиста Евгения
Казанцева и барабанщика Юрия «Хэнка» Кистенева, которого в дальнейшем
сменяет Андрей Надольский. В студийных условиях они пишут альбом «Грубый
закат» и несколько инструментальных композиций. Летом 95 года в деревне
он заканчивает работу над одним из самых сложных для восприятия
альбомов – «Жизнь амфибий как она есть». К сожалению, после записи этот
состав ЗВУКОВ расходится, так и не реализовав на сцене своей программы.
В 1994 году он совместно с Василием Шумовым записал альбом «Русские
поют» с цинично звучащими ремейками англоязычных песен «Битлз», Джона
Леннона и других.
По мнению музыкального обозревателя Издательского дома «КоммерсантЪ»
Бориса Барабанова, на песнях Мамонова вырос весь отечественный панк.
Пётр Мамонов был скандально известен своим пристрастием к алкогольным
напиткам, ярким подтверждением чему может являться песня «Звуков Му»
«Бутылка водки». Олег Коврига, занимавшийся выпуском альбомов и,
частично, менеджментом «Звуков Му», вспоминал в 2006 году: «Я не могу
сказать, что байки о Петином алкоголизме «сильно преувеличены», по
количеству организованных квартирников и выпитого на них алкоголя мы с
Петей были явными чемпионами города Москвы». При этом у Мамонова был
свой сценический образ – такого юродивого протестанта. В фильме Марины
Любаковой, рассказывающей о группе «Звуки Му», Мамонов и его коллеги
отрекаются от своего прошлого, как будто занимались чем-то нечестивым и
ужасным.
«Я к своему прошлому действительно плохо отношусь, - признается Петр
Мамонов» - Потому что вел тогда скотоподобный образ жизни. А музыка –
это просто талант, который мне Бог дал. Все говорят: Пушкин, Пушкин… А
покажите мне мать, которая хотела бы, чтобы ее сын прожил жизнь так, как
прожил ее Пушкин. Гением своим, что от Бога, он хорошо распорядился. А
вот жизнью…»
В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации, переехав в деревню Ефаново
Верейского района Московской области. В свой деревенский дом недалеко
от Вереи. Почему? В 45 лет Мамонов пережил «личный конец света». Он
потерял интерес к жизни. «Вроде все есть - жена у меня любимая, дети
прекрасные, родители хорошие, работа замечательная, свободное время,
полная независимость, все меня любят, и я их люблю. И вдруг уперся в то,
что мне незачем стало жить. И кайфы не помогли. Обкуривался, опивался и
упирался в стенку. Для тупых или «спящих» это, может, и нормально. Для
меня оказалось пустотой...», - делился Мамонов. Двоюродный брат Петра -
строитель предложил взять участочек в строящимся поселке. Сначала
Мамонов отказался. А потом приехал, увидел эту неописуемую красоту, эти
сосны, речечку и сказал: «Вот, я здесь и останусь».
«Я себе такой мавзолей построил. Когда в деревню приехали, я дом 15 х 13
фундаментом заложил, пальцы гнул. И вот только теперь этот двухэтажный
дом построили. Думаю: ну и чего? 600 квадратных метров камня. И что я,
сумасшедший, чтобы в таком количестве камня жить? Детям всего этого не
надо. «Было бы здоровье, остальное купим» – не надо. А одному мне,
дураку такому, махина эдакая не нужна. Вот и трудности. Сами себе
громоздим трудности. Денежки правят миром. Поэтому хочется отгородиться
не от людей, а вот от этого зомбирования. Я всю жизнь свою старался так
построить, чтобы быть полностью независимым. Сейчас в свой деревенский
дом, где живу, куплю ветряк, на крышу солнечную батарею поставлю, чтобы
вообще отрезать эти электрические провода и не зависеть от этого
«демократического общества и либеральных ценностей».
«Ко мне вера пришла поздно в 45 лет, до этого я метался, гонялся, водку
пил, то, се, да тем более еще с талантом – это, знаете, метет, аж прямо
туда-сюда. Потом вдруг – как обухом. Вера – это всегда дар Божий, это не
натужишь и поверишь, там не бывает. Пошло дело потихоньку. Уже 11 лет,
как я в этом». Так Петр Мамонов стал православным христианином,
полностью отказался от употребления алкоголя и марихуаны.
Пётр Мамонов был известен пристрастием к алкогольным напиткам, ярким
подтверждением чему может являться песня «Звуков Му» «Бутылка водки».
Олег Коврига, занимавшийся выпуском альбомов и, частично, менеджментом
«Звуков Му», вспоминал в 2006 году: «я не могу сказать, что байки о
Петином алкоголизме „сильно преувеличены"» и «по количеству
организованных квартирников и выпитого на них алкоголя мы с Петей были
явными чемпионами города Москвы».
Помимо музыкальной деятельности, Пётр Мамонов также известен как актёр
театра и кино. Среди фильмов, в которых снялся Пётр Мамонов в главной
роли, работы режиссёра Павла Лунгина:
«Такси-блюз» (1990, приз за лучшую режиссёрскую работу на «Каннском кинофестивале» 1990 года)
«Остров» (2006, шесть премий «Золотой орёл», в том числе за лучшую мужскую роль)
«Царь» (в роли царя Ивана Грозного)
Фильмография:
1988 — Игла (реж. Рашид Нугманов) — Артур, хирург
1990 — Такси-блюз (реж. Павел Лунгин) — Лёха
1991 — Нога (реж. Никита Тягунов) — старший брат Мартына
1991 — Анна Карамазофф (реж. Рустам Хамдамов) — собеседник на сгоревшей кухне
1991 — Терра инкогнита (реж. Яннис Типальдос)
1995 — Время печали ещё не пришло (реж. Сергей Сельянов)
2004 — Клара, Дора. Бешеные бабки (озвучивание мультфильма, реж. Рустам Юнусов)
2005 — Пыль (реж. Сергей Лобан) — Профессор Пушкарь
2005 — Случайный Взгляд (Короткометражный / «Глухонемой»)
2006 — Остров (реж. Павел Лунгин) — Отец Анатолий
2009 — Царь (реж. Павел Лунгин) — Иван Грозный
Призы и награды
2006 — приз кинофестиваля «Московская премьера» за лучшую мужскую роль в фильме «Остров» Павла Лунгина.
2007 - Лауреат премии «Ника» в категории «Лучшая мужская роль» в фильме «Остров».
2007 - приз на фестивале российского кино «За лучшую мужскую роль» в фильме «Остров» во французском городе Онфле.
2007 — приз кинофестиваля «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в фильме «Остров» Павла Лунгина.
В 2003 году музыкант попал в больницу. О причинах госпитализации ничего
не сообщалось. Но они были понятны.Все надеялись, что Петр Николаевич
справится с болезнью и снова сможет работать. Но положение оказалось
гораздо серьезнее. Он пережил кому, реанимацию, возвращался к жизни и
снова был на грани.
Возвращение удивительного, ни на кого непохожего актера на большой экран
состоялось в 2005 году. Молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра
Мамонова в свою картину «Пыль». Фильм был снят на скромную цифровую
камеру, практически без бюджета. В нем приняло участие большое
количество известных персонажей, и Мамонов был единственным
актером-профессионалом в фильме.Фильм рассказывает о том, что будущего
нет. По крайней мере, нет никакого объективного будущего, так же как нет
толком никакой объективной реальности: «Сигареты в руках, чай на столе -
эта схема проста, И больше нет ничего - все находится в нас...». Круг
замыкается, все остается, как есть, и, тем не менее: «Перемен требуют
наши сердца...». Герой - даже не герой, и его желания - тупость, но его
сердце и пульсация вен, тем не менее, чего-то требуют, заставляют
куда-то бежать, к чему-то стремиться. А это и есть жизнь. Желание
перестать быть пылинкой, сором, полным ничтожеством - это и есть желание
перемен.
Пётр Мамонов играл в театре, в частности в своих моноспектаклях.Первым
его спектаклем был «Лысый брюнет» в театре им. Станиславского. Партнёром
Петра был актёр театра и кино Денис Бургазлиев. Спектакль шёл несколько
лет и пользовался большим успехом. В 1995 году был закрыт. Официальной
видеозаписи спектакля не существует. В интернете можно встретить
любительскую запись сделанную в начале 1990-х поклонниками.
Следующим спектаклем был «Полковнику никто не пишет», в котором Мамонов
снова играл с Денисом Бургазлиевым. Последний в 1997 году переехал в
Германию.
Спектакли с участием Петра Мамонова:
Лысый брюнет (реж. Олег Бабицкий, по пьесе Даниила Гинка)
Полковнику никто не пишет
Есть ли жизнь на Марсе (моноспектакль)
Мыши плюс зелененький (моноспектакль)
Шоколадный Пушкин (моноспектакль)
Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева (Балет)
Книги
2005 — Пётр Мамонов «Птица Зу», М.: Филиал ФГУП «Военное издательство», 2005[13]
2004 — Участие в сборнике «Поэты русского рока: Пётр Мамонов, Константин
Никольский, Александр Ф. Скляр, Алексей Романов, Армен Григорян, Найк
Борзов» («Азбука-классика», ISBN 5-352-00997-1)
2008 — Пётр Мамонов "Закорючки"